Перейти до вмісту

Москалі колись були козаками?


Повідомлень в темі: 10

#1 Феєричний неук :)

    Козак - перевертень

  • Модератори
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 6183 повідомлень
  • Стать:Чоловік
  • Місто:пекельне болото

Відправлено 10.08.2008 – 16:47

  • 10
Випадково надибав на цікавий ресурс, там є родовід московських царів..

Цитата

После поражения на Куликовом поле Мамай бежал в Крым, в Кафу, где был убит соперниками в следующем 1381 году. Видимо, сам князь Кият Мамай был не татарского, а половецкого происхождения, но женат он был на дочери хана Бердибека из царственного рода Чингизидов.

У Мамая было по крайней мере два сына. Один из них – князь Мансур Кият продолжал верховодить смешанными отрядами из черкесов, татар, славян, потомков половцев и хазар, которые проживали на части территории Черниговщины. Этот межэтнический субстрат в истории носит название севруков. С православными севруками некоторые историки – и в том числе А.А.Шенников – связывают происхождение запорожского и донского казачества. Мансур Кият Мамай был основателем трех крепостей – Глинской, Глинищевской и Полтавы. При этом последний топоним может указывать на связь с этнонимом "половец".

Мансур был убит под Самарой в сражении с войсками Тимура в 1391 году. Сын же Мансура – Алекса не позже 1390 года был крещен в Киеве. Таинство Крещения совершал знаменитый святитель Киприан, митрополит Киевский и всея Руси, который с 1390 года занял Московскую кафедру. Алекса Мансурович в крещении был наречен Александром. Тогда же был крещен и внук Мансура – сын Алексы, именем Иоанн.

Вот этот-то Иван Александрович добился себе в 1399 году от Великого Князя Литовского Витовта титула Князя Глинского. И в его управлении уже официально оказались города-крепости, основанные его дедом Мансуром Киятом, – Полтава, Глинск и Глинище. Великий Князь Витовт женил князя Ивана Александровича Глинского на Острожской княжне Настасье Даниловне. Таким образом, их дети обрели генеалогическую связь как с Молдавскими Господарями, так и с Сербским Королевским родом Неманичей. Об этом подробнее писал академик М.Н.Тихомиров.

Православные правнуки князя Ивана Александровича Глинского – Михайло Львович Дородный, Иван Львович Малой, Василий Львович Слепой и Федор Львович уехали в 1508 году из католической Литвы в Москву и стали служить Великому Князю Василию Иоанновичу. Характерно, что князь Иван Львович Глинский не стеснялся носить родовое имя своего половецкого пращура, в одной русской летописи он упоминается как "Иван Мамай".

Великий Князь Василий Иоаннович решил расторгнуть свой первый более чем двадцатилетний брак с Великой Княгиней Соломонией, урожденной Сабуровой, по причине её бесплодия. В ноябре 1525 года Великая Княгиня Соломония была пострижена в Московском Рождественском монастыре с именем София. А в январе 1526 года Великий Князь выбрал себе в жены дочь одного из приезжих князей Глинских – Василия Львовича Слепого – осиротевшую к той поре княжну Елену Васильевну Глинскую. Первенцем от этого брака в августе 1530 года и стал Великий Князь Иоанн Васильевич.

Цитата

"Живут в Поднепровьи, Прикубаньи – да и на всех просторах казачьих степей – легенды о славном Козаке Мамае. Широко распространены его старинные изображения, вдохновляющие и современных художников. Сидит себе «по-турецки» вояка, при нём – сабля, пика, пистоль, в руке – чубук или чарка, чуб-«оселедець» закручен за ухо, длиннющие усы на бритом хитроватом лице; рядом с ним – конь... Удивительный образ!
Истоки образа уходят в глубочайшую древность. А общее русло истоков начинается на берегу Ворсклы, на Полтавщине, в середине августа 1399 года – когда казак Мамай спас жизнь Витовту, владыке Великого княжества Литовского. Это произошло во время неудачного сражения с золотоордынскими ставленниками непобедимого Тимура. Сборное литовско-польско-немецко-русское войско Витовта было поражено и рассеяно, а смекалистый казак – то ли сын, то ли внук разбитого на поле Куликовом ордынского темника Мамая – трое суток водил князя по чащобам, пока тот не догадался даровать своему спасителю княжеский титул и урочище Глину во владение; после такой милости тут же отыскалась дорога из непроходимого леса. Новоиспеченный князь Глинский (бывший казак Мамай) стал предком, по материнской линии, царя Ивана Грозного... Так излагают эту историю А.А.Шенников и Л.Н.Гумилёв (Древняя Русь и Великая Степь. -- М.: Мысль, 1989. – С. 665-666)..."

"Что же касается Козака Мамая, то в его довольно позднем и уже канонизированном образе проступает архаика, уходящая куда глубже XX-XVII веков с их изображениями этого народного героя, и даже 13-16 августа 1399 года – когда реальный казак, потомок татарского темника Мамая, удостоился княжеского титула и стал предком будущего русского царя Ивана Грозного.
Рассмотрение архаичности канона начнём с констатации того обстоятельства, что в честь ли этого Козака, или же его «прославившегося» поражением на Куликовом поле отца(?) – но украинцы называли «мамаями» каменных идолов на курганах. По большей части это были половецкие изваяния монголоидных пращуров в виде беременных женщин и воинов; однако встречались скифские, киммерийские и даже арийские (древнейшие и многочисленнейшие в данном ряду, однако скрытые, по большей части, в насыпях). Бытовала легенда о том, что мамаи – это бывшие люди, окаменевшие ни то от долгого стояния во время потопа на рукотворных холмах, ни то за свои плевки на палящее солнце.
В парсунах и лубках с изображениями Козака Мамая придерживались таких правил, истоки которых сродни наиболее ранним из вышеперечисленных идолов. Поза, выражение лица, чуб-«оселедец» появились не в тюркско-татарской среде, а в арийской; они доныне сохраняются брахманами Индии. Пляшка с горилкой-водкой татарам никак не присуща, но восходит к священному напитку ариев соме (отсюда -- хмель). Без оружия воину, конечно, нельзя, -- но если на изображении XVII и последующих веков наряду с пикой представлены также стрелы и лук, да ещё над плечами – то эту деталь можно рассматривать как традицию брасмана: магического инструмента для «прокалывания» пространства-и-времени. Эта же традиция прослеживается в оформлении многих каменных крестов над могилами запорожцев и задунайцев, кладбища которых сохранились у сёл Капуловка, Усатово, Нерубайское; большинство крестов – явно дохристианских типов, во множестве представленных также на вышеупомянутых писанках... Без коня казаку – ну никак! Но то, что его изображали обычно у дерева, а нередко и рядом с курганом – это указание на ашватху, «конское дерево» ариев, непременно присутствовавшее в сложных жертвоприношениях... Чисто жанровыми можно считать лишь турчина или ляха, иногда подстерегающих Козака где-то на заднем плане картины, а также и вовсе редкостные изображения матери или иного женского образа.
Предстоит ещё разбираться, как сложился изобразительный канон Козака Мамая: исходил ли он напрямую или же косвенно от средневековых портретов и прочих картин, от православных икон, от буддийских или митраистских танков? и действительно ли, насколько конкретно отражена в этом каноне арийская древность – или же её вышерассмотренные признаки не более как совпадения с обыденными представлениями о казаках?
В таких разбирательствах следует иметь ввиду, что появление(?) изображений канонического Козака в XVII в. совпало с народно-освободительной войной на Украине, мощным движением за воссоединение Руси и выдвижением таких грандиозных личностей из казачьей среды как Богдан Хмельницкий и Иван Сирко.
К гетману Хмельницкому казаки и весь народ относился по-всякому, а вот непобедимый кошевой атаман Сирко снискал всеобщее уважение. Его, лицо историческое, можно считать восприемником мифического Козака-Первопредка и легендарного Козака Мамая. Ибо был он выдающимся характерником и народ, в обход церковных правил, действительно канонизировал его. Сирко – это от серый (сiрий, по-украински), иносказательного прозвища волка. Имеется легенда о соответствующих превращениях кошевого перед вражеским войском, что отвечает древним – уходящим в индоевропейское прошлое – поверьям и воинскому искусству славян. Народ же возвеличил атамана как Сирентия Иоановича Праворучника. Согласно легендам, не брали его ни пули, ни сабли; дважды он воскресал из окроплённой чудодейственным соком земли. А умирая, завещал отрубить себе правую руку, семь лет носить её перед войском, а затем вернуть обратно в курган; «не бойтесь, что я не православный: я есть православный христианин!» По легенде, именно этот завет спас Москву от нашествия 1812 года. А затем великий живописец Илья Репин воссоздал образ народного героя-характерника в своих знаменитых «Запорожцах»..."

Цитата

Может быть, всё сказанное подтверждается и конкретизируется ещё некоторыми позднейшими фактами. В XVIII – XIX веках в украинской народной живописи бытовал характерный сюжет: изображался запорожский казак, сидящий «по-турецки» (поджав ноги) и играющий на бандуре. Под картиной бывали написаны стихи, чаще всего содержавшие характеристику запорожского казака вообще, нередко ироническую, но всегда вполне доброжелательную. Иногда этот запорожец был единственным героем всей композиции, в других случаях добавлялись другие фигуры и целые сцены, часто связанные с восстаниями «гайдамаков» на Правобережье в середине XVIII века. Но во всех сценах непременно присутствовал, иногда даже некстати, казак-бандурист в своей стереотипной позе. Нередко бывало написано имя казака. Имена бывали разные, но среди них встречался «козак Мамай», а в народе вообще все картины этого типа были известны как портреты «козака Мамая».

Украинские искусствоведы давно заинтересовались, каким путём явно положительный образ запорожца или «гайдамака» оказался связан с именем золотоордынского темника. Вначале сложилась версия, имеющая сторонников по сей день, согласно которой сюжет этой картины – не старше XVII – XVIII веков. Основные аргументы в пользу этой версии – отсутствие картин, надёжно датируемых не ранее, чем начало XVIII века, наличие «гайдамацкой» тематики и, главное, наличие сведений о каком-то реальном «гайдамаке» по имени Мамай. Но затем постепенно стали накапливаться наблюдения, показывающие, что дело обстоит не так просто.

Реальных Мамаев – «гайдамаков» было, оказывается, не менее, чем трое, если не четверо. Все они примерно одновременно возглавляли мелкие группы повстанцев, все именуются в источниках просто Мамаями. Неизвестно, означало ли это слово имя или фамилию, но известно, что одного из них звали на самом деле Андрей Харченко. Становится довольно ясно, что «Мамай» – это традиционный псевдоним, которым прикрывались «гайдамаки» и участвовавшие в их движении запорожцы. У последних псевдонимы были вообще очень распространены, потому что таким путём защищались от репрессий казачьи семьи, остававшиеся нередко в имениях польских феодалов.

Возможность такого использования имени Мамай косвенно подтверждается тем, что среди подписей под портретами казака-бандуриста встречается также имя Буняк, Буняка. Это имя половецкого хана Боняка, жившего в XI веке и тогда же получившего на страницах летописи прозвище Шелудивый. В дальнейшем Буняка Шелудивый стал персонажем западно-украинского фольклора, где он фигурировал уже в контекстах, не имевших ничего общего с историческим Боняком и представлявших собой компиляции из общемировых бродячих сказочных сюжетов. Не сохранилось и затемненное теми же сказочными фольклорными деталями сообщение о том, что именно Бунякой Шелудивым назвался один из украинских повстанцев эпохи Богдана Хмельницкого. Значит, золотоордынский темник Мамай – не единственная и ещё не самая древняя из исторических личностей неславянского происхождения, имена которых могли использоваться как псевдонимы участниками антипольских выступлений на Украине.

Далее, анализ портретов «козака Мамая» позволил выявить в них разновременные наслоения. Стихотворные тексты оказались новее самого изображения и заимствованы из украинского народного театра XVIII века. В изображениях же обнаружены детали, характерные для времени значительно ранее XVIII века, например, формы оружия и бандуры. Есть варианты с луком, стрелами и вовсе без огнестрельного оружия, которое ещё в XVIII веке распространилось у запорожцев. А в позе сидящего казака и во всей композиции картины видно явное сходство с широко распространёнными композициями средневековой и более древней восточной живописи, от ближневосточных и персидских мотивов, до центрально-азиатской буддийской иконографии, и именно с последней сходство особенно разительно.

Появляются основания думать, что в XVIII веке к потребностям запорожцев и «гайдамаков» был приспособлен какой-то очень древний стереотип, до этого бытовавший в народной живописи, может быть, уже в течение многих столетий. Он мог многократно перелицовываться применительно к менявшейся политической обстановке, картины могли выполняться в недолговечных материалах, могли при изменении ситуации уничтожаться и заменяться новыми. Герой картины был назван «козаком» вряд ли ранее начала XVI века, но «Мамаем», как и «Буняком», он мог считаться и раньше. Скорее всего, запорожцы и «гайдамаки» использовали имя «Мамай» в качестве псевдонима именно потому, что оно уже имело хождение в народном искусстве и было связано с положительным персонажем.

Наконец, выясняется, что хотя «козак Мамай» был известен вообще на всей Украине, но наиболее распространена была эта картина не в районе движения «гайдамаков» на Правобережье и не в Запорожье, а на Черниговщине, Полтавщине и Харьковщине, то есть на территории, центром которой является Полтавщина. И вот после этого остается только удивляться, что никто из многочисленных искусствоведов, писавших о «козаке Мамае», не вспомнил о Глинских, а столь же многочисленные историки, занимавшиеся Глинскими, не заметили «козака».

от тільки чи ведуть вони свій родовід від рюриковичів????

#2 Красунечка

    Генеральний писар

  • Користувачі
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 663 повідомлень
  • Стать:Жінка

Відправлено 10.08.2008 – 16:51

знаєш... чесно признатись, воно то канешно цікаво, і можливо москалі і були козаками, але прочитати оті всі цитати, та ще й на рос. мові... ну просто нееереееааальнооо....
  • 0

#3 Феєричний неук :)

    Козак - перевертень

  • Модератори
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 6183 повідомлень
  • Стать:Чоловік
  • Місто:пекельне болото

Відправлено 10.08.2008 – 16:59

ще така фігня

Цитата

эмир Мамай не был татарином, татар в его войске на поле Куликовом также не было. как раз татарская конница на службе Москве разбила войска Мамая, состоящие из караимов, генуэзской пехоты и черкесов.
по женской линии род Кият происходит от трех боспорских цариц, отсюда герб Малой Тартарии – Три Грифона.
а у Глинских в гербе – древний трезуб (тарак-тамга), символ единства трех сыновей Таргитая (Геракла).
во внешности Ивана Грозного мы видим классический скифский тип, поскольку скифская кровь собиралась в нем неким мистическим образом:)
возвращаясь к эмиру Мамаю. вероятнее всего, вера его была – митраизм. Поэтому его потомки спокойно крестились в православие. идеалы митраизма, в общем близки христианству. но символы митраизма, помимо равностороннего креста, еще полумесяц и шестиконечная звезда

  • 0

#4 Nomad

    Старійшина

  • Користувачі
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 3581 повідомлень

Відправлено 10.08.2008 – 17:02

Перегляд дописуКрасунечка (10.08.2008 17:51) писав:

знаєш... чесно признатись, воно то канешно цікаво, і можливо москалі і були козаками, але прочитати оті всі цитати, та ще й на рос. мові... ну просто нееереееааальнооо....
многа буков, +1.
  • 0

#5 Феєричний неук :)

    Козак - перевертень

  • Модератори
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 6183 повідомлень
  • Стать:Чоловік
  • Місто:пекельне болото

Відправлено 10.08.2008 – 17:04

Ну коротше кажучи, москалі не нащадки русинів але нащадки поневолених русинами різних диких народностей, від половців до угрофінів. Руська кров в них не тече. А культуру руську їм дарували.
  • 0

#6 Феєричний неук :)

    Козак - перевертень

  • Модератори
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 6183 повідомлень
  • Стать:Чоловік
  • Місто:пекельне болото

Відправлено 10.08.2008 – 17:59

Але цікаво інше - хозарський каганат з юдейською релігією навіть під ісламським гнітом монгольської орди краще зберіг руську культуру, ніж християнська Русь. Мамай відверто косить під Святослава. Тобто має такий же стиль одягу, вуса й оселедець.
От і постає питання - запорізькі козаки - то від хозар, чи таки від русинів?
  • 0

#7 Sotnik

    Старійшина

  • Користувачі
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 1905 повідомлень
  • Стать:Чоловік

Відправлено 11.08.2008 – 21:09

Якби ти прочитав книгу Дана Береста, яку я анонсував тут то не виникало б такого питання про хозарів.
  • 0

#8 Олеська

    вовчиця-чарівниця

  • Користувачі
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 8134 повідомлень
  • Стать:Жінка
  • Місто:скіфські вали

Відправлено 11.08.2008 – 21:28

Фігня то все.
Нема чого козака Мамая поєднувати з москалями, тим більше з половцями.
Москалі (маю на увазі саме люд, що живе в Московії) колись були дикими болотними племенами чи не на рівні людоїдських. І лише утіклий з Києва Рюрік, якого не прийняли би за вбивство братів в жодній країні на території сучасної Європи, привніс на ті землі хоч трохи цивілізації. Рюрік же, в свою чергу, русином не був... Так, що...
  • 0

#9 phobos

    Дивний незнайомець

  • Користувачі
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 2601 повідомлень
  • Стать:Чоловік
  • Місто:Павутина

Відправлено 12.08.2008 – 10:32

Росія завжди шукає якусь причетність до нашої історії, адже сама нічим похвалитись не може на той час. Це як германці колись називали себе Священною Римською Імперією.
  • 0

#10 diesel

    Абориген

  • Користувачі
  • PipPipPipPip
  • 115 повідомлень
  • Стать:Чоловік
  • Місто:Луцьк

Відправлено 12.08.2008 – 10:53

І в загалі до зникнення Київської русі вони були Українцями. Це потім вони зажерлися і почали себе називати росіянами. а якби не ми то і тих росіян не було.
А потім вони ще кажуть що козаки росіяни? За такі слова їх стріляти треба. :yes:
  • 0

#11 Файний нік

    Постійний житель

  • Користувачі
  • PipPipPipPipPip
  • 189 повідомлень
  • Стать:Чоловік
  • Місто:Київ

Відправлено 12.08.2008 – 15:13

"... і стала мавпа на задні лапи, і сказала перші слова. І були ці слова "водка-чічьотка-какошнік-самавар", і пішли від тої мавпи всі народи на землі..."

Чого вже там - нехай не економлять свій стабфонд та перепишуть всі святі писання та підручники з біології. А то що вони все так по-дрібному працюють - то козаки (кАзакі?), то ісконнай Кієв...
Злагодженості немає в агітбригад, от що я вам скажу: одні на скандинавського Рюріка ковдру тягнуть, подалі б тільки від Орди; інші - індоарійствують потроху; треті наче і з монголо-ордовістю погоджуюються, але якось неспішно, невпевнено...
Кремль, дайош планьоркі! ОРТ & РТР, дайош в маси настанови: "Від сьогодні, дорогі наші співвітчизники, ми походимо від атлантів. Наші вчені знайшли рештки цієї давньої цивілізаціїї на дні Маскви-ріки."
Перепрошую, раптом шо - назбиралося в мене на тлі останніх подій...

Повідомлення відредагував Файний нік: 12.08.2008 – 15:14

  • 0



Кількість користувачів, що читають цю тему: 1

0 користувачів, 1 гостей, 0 анонімних